Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования словообразования имен прилагательных у детей с ОНР 6
1.1 Развитие грамматики в нормальном онтогенезе 6
1.2 Современные представления об общем недоразвитии речи 11
1.3 Состояние словообразования имен прилагательных у старших дошкольников с ОНР 17
Выводы 22
Заключение 24
Список литературы 26
Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические основы исследования словообразования имен прилагательных у детей с ОНР
1.1 Развитие грамматики в нормальном онтогенезе
Понятие «грамматика» рассматривается в языкознании в двух значениях: как строй языка и как раздел науки о правилах изменения и сочетании слов. Морфология – это раздел, изучающий грамматические формы слов, их структуру, способы образования слов и их форм. Синтаксис – это раздел, которые изучает различные типы предложений, составные части предложения, приемы составления предложений [11].
Морфология включает словоизменение и словообразование. Существуют различные способы образования слов, при этом для детей более характерен морфологический способ – сочетание различных по значению морфем. В психолого-педагогической литературе для словообразования детей существует такой термин, как «детское словотворчество», характерное для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Именно в этот период активно осваивается грамматическая сторона речи [20].
В настоящее время существует большое количество определений словообразования. В Толковом словаре Т.Ф. Ефремовой термин «словообразование» трактуется так: словообразование – это 1) а) система образования слов в языке, б) способы такого образования; 2) раздел языкознания, изучающий образование слов в языке [8].
Е.А. Земская, Е.С. Кубрякова определяют словообразование, как процесс или итог создания новых слов, названных производными, на основе однокоренных слов или словосочетаний с помощью установленных в данном языке формальных средств, которые выступают для семантического переосмысления или конкретизации исходных начальных единиц [10].
Лингвистические принципы на природу словообразования предоставили возможность установить расшифровку данного понятия. Е.И. Литневская под словообразованием подразумевает как процесс создания производных слов, так и раздел языкознания, в котором изучается производность, средства и способы образования слов [19].
С точки зрения Т.Н. Цейтлин, процесс словообразования в онтогенезе складывается вместе с развитием мышления ребенка, процессами анализа, синтеза, сравнения, выявления различий и сходства в семантике и формально-языковых характеристиках слов. Так как некорневые морфемы выделяются более абстрактной семантикой, нежели значение корня, дети в ходе речевого развития сначала усваивают лексическое значение корня слова, а словообразовательные морфемы усваивают в значительно в более поздние сроки [46].
Прилагательные в детской речи появляются довольно поздно. Словарь имён прилагательных – это совокупность слов, обозначающих признаки предмета и отвечающие на вопросы: какой? Чей? Имена прилагательные обозначают размер, цвет, форму, вкус.
По значению и форме имена прилагательные разделяются на относительные, качественные и притяжательные. Имена прилагательные зависят от существительных, согласуются с ними, т.е. ставятся в том же числе, падеже, роде, что и существительные, к которым они относятся. Начальная форма имён прилагательных – именительный падеж в единственном числе мужского рода.
Имена прилагательные бывают в полной и в краткой форме (только качественные). В предложении прилагательные в полной форме, как правило, бывают согласованными определениями, иногда являются именной частью составного сказуемого. Прилагательные в краткой форме употребляются только как сказуемые. Качественные прилагательные имеют сравнительную и превосходную степень [5].
Словообразование имен прилагательных – это образование новых слов различными способами. Имена прилагательные образуются от других частей речи (имя существительное, глагол, наречие, числительное) с помощью следующих средств:
1. Суффиксы (суффиксальный способ) – образование имен прилагательных путем добавления суффиксов. Это наиболее продуктивный способ образования качественных и относительных имен прилагательных в русском языке.
2. Приставки (префиксальный способ) – образование имен прилагательных путем добавления приставок. Это менее продуктивный способ образования, к имени прилагательному добавляются приставки не-, пре-, без-, сверх- и другие.
3. Приставки и суффиксы (префиксально-суффиксальный способ) – образование имен прилагательных путем добавления приставок и суффиксов.
4. Сложение основ слов – образование имен прилагательных путем сложения основ, например, светло-серый, железнодорожный и другие [12].
Первые три способа также называются аффиксальными, то есть образование слов происходит путем добавления части слова – приставки и (или) суффикса.
Словообразование прилагательных принадлежит к процессу образования новых прилагательных от разных частей речи. Например, «радоваться – радостный». В современном русском языке существует несколько способов образования имен прилагательных: приставочный, который характеризуется образованием прилагательных от основ прилагательных. Вторым способом словообразования прилагательного является суффиксальный. Помимо этого, существуют еще несколько способов образования прилагательных: приставочно-суффиксальный способ («дом – надомный»), сложение: русский + английский — русско-английский, сложение с суффиксацией: «кривой + бок — кривобокий».
Освоение различных способов словообразования происходит поэтапно в процессе речевого онтогенеза. Значительный вклад в изучение словообразования детей дошкольного возраста внес А.Н. Гвоздев. Им был собран значительный фактический материал, показывающий, каким образом пополняется словарный запас детей, как осваивают различные грамматические категории. Выявлено, что формирование лексики тесно связано с грамматикой, в том числе со словообразованием, так как словарный запас пополняется за счет производных слов [9].
А.М. Шахнарович отмечает, что механизм словообразования уровня в раннем и дошкольном возрасте складывается из взаимодействия двух уровней: собственно словообразовательного и лексического. На ранних этапах формирования речи главная роль принадлежит лексическому уровню, когда идет накопление словарного запаса. Затем, в дошкольном возрасте, на первый план выступает словообразовательный уровень, так как дети осваивают различные способы образования слов. Особенно это проявляется на этапе среднего дошкольного возраста, который называется периодом «детского словотворчества» [15].
Детское словотворчество включает в себя различные продуктивные словообразовательные модели, которые ребенок использует для образования слов. Усвоив определенную словообразовательную модель, ребенок переносит ее по аналогии на другие случаи словообразования. В этом проявляется суть «генерализации», то есть аналогичные явления могут быть названы аналогичным образом (заячий, лисячий, свинячий).
В процессе речевого развития дети дошкольного возраста учатся выделять морфемы и использовать их в процессе образования новых слов, в том числе имен прилагательных. Образование слов происходит путем комбинирования морфем, сложения основ. Дети дошкольного возраста используют, как правило, суффиксальный и приставочный способы словообразования прилагательных. В процессе овладения словообразованием, таким образом, ребенок осуществляет следующие операции:
1) вычленение морфемы из слов;
2) обобщение значения и связи этого значения с определенной формой;
3) синтез морфем при образовании новых слов.
Процесс словообразования в результате способствует появлению в речи детей неологизмов, при этом могут отмечаться ошибки образования слов, неправильного использования морфем. Дети могут употреблять словообразовательные морфемы в соответствии с их точным значением, однако при словообразовании правильный корневой элемент комбинируется с чуждыми этому корню аффиксами (не принятыми в языке).
В процессе онтогенеза сначала появляются семантически простые словообразовательные формы, например, уменьшительно-ласкательные формы существительных. Далее в речи детей появляются слова, обозначающие названия профессий людей, происходит дифференциация глаголов с приставками и создаются другие более сложные по семантике формы [26].
По исследовательским данным многих исследователей детской речи (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева и др.), первыми в речи детей 2 лет появляются притяжательные прилагательные с суффиксом –ин–, характеризующие принадлежность вещей окружающим людям (бабушкина кружка). Позднее в речи появляются качественные прилагательные (вкусная, чистая и др.). Относительные прилагательные появляются гораздо позднее.
Из относительных прилагательных в детской речи наиболее часто встречаются модели с продуктивным суффиксом –ов–. Это объясняется тем, что при помощи этого суффикса возможно образовать большое количество прилагательных. Отмечается также значительное число прилагательных с суффиксом –н– в речи детей пятого года жизни. В частности, суффиксы –ов– и –н– в большинстве случаев употребляются детьми для образования окказиональных прилагательных в период детского словотворчества.
Оценка словообразования прилагательных доказывает, что в речи детей наблюдается небольшое количество суффиксов. Чаще всего в словообразовании встречаются суффиксы – н–, –ов– –ев–.
Таким образом, в развитии грамматики в онтогенезе наблюдается такая последовательность: сначала детьми дошкольного возраста усваивается все наиболее типичное, рядовое, все продуктивные формы словообразования. Все единичное, исключительное, нарушающее нормы языковой системы, подвергается вытеснению из речи. На протяжении дошкольного возраста дети осваивают различные способы образования имен прилагательных, у них формируется интерес к словотворчеству, созданию собственных слов, что приводит к росту словаря и развитию грамматического строя речи. В старшем дошкольном возрасте дети в полной мере овладевают механизмами словообразования, которые становятся автоматизированными действиями. У детей, имеющих трудности в развитии речи, позднем формировании речевой деятельности отмечаются трудности в овладении грамматикой, в том числе словообразовании. К таким детям относятся дошкольники с общим недоразвитием речи. Далее рассмотрим современные представления об общем недоразвитии речи в психолого-педагогической литературе, об уровнях ОНР, особенностях речевой деятельности и вторичных нарушениях.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – Москва: Academia, 2000. – 399 с.
2. Бабицина, А.В. Особенности словообразовательных компетенций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня / А.В. Бабицина // Вестник Курганского Государственного Университета. – 2018. – № 4. – С. 96-99.
3. Бурыкина, М.Ю. Формирование словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами изобразительной деятельности / М.Ю. Бурыкина, А.Б. Боклач // Modern Science. – 2021. – № 4-2. – С. 183-185.
4. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти томах. Т.2. Проблемы общей психологии / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. – Москва: Педагогика, 2014. – 504 с.
5. Градова, Г.Н. Исследование навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / Г.Н. Градова, О.Н. Кунникова // Комплексное сопровождение детей с особыми образовательными потребностями: сборник научных трудов. ФГАОУ ВПО САФУ им. М.В. Ломоносова. – Архангельск, 2021. – С. 114-120.
6. Грибукова, О.Г. К вопросу о преодолении нарушений словообразования прилагательных у дошкольников 5-6 лет с общим недоразвитием речи / О.Г. Грибукова // Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства: материалы научно-практической конференции / под редакцией Г.С. Чесноковой, Е.В. Ушаковой. – Новосибирск, 2018. – С. 134-136.
7. Гриневич, А.Г. Исследование словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с дизартрией / А.Г. Гриневич // Студенческий вестник. – 2023. – № 3-1 (242). – С. 18-24.
8. Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный / Т.Ф. Ефремова. – Москва: Русский язык, 2000. – 1209 с.
9. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 2016. – 320 с.
10. Земская, Е.А. Современный русский язык. Словообразование / Е.А. Земская. – Москва: Флинта: Наука, 2011. – 328 с.
11. Зыбина, И.Н. Особенности навыка словообразования имен прилагательных у детей дошкольного возраста / И.Н. Зыбина, Ю.А. Фролонцова // Научные исследования молодых учёных: сборник статей VII Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2020. – С. 142-144.
12. Иванова, Е.А. Формирование словаря прилагательных у дошкольников с дизартрией / Е.А. Иванова, Л.П. Пащенко // Наука в жизни человека. – 2022. – № 2. – С. 75-80.
13. Комарова, Е.Л. Проблема развития словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста / Е.Л. Комарова // Вопросы педагогики. – 2019. – № 1. – С. 51-56.
14. Крамарева, И.Е. Оценка сформированности словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими проявлениями / И.Е. Крамарева, А.Ф. Гарелик // Auditorium. – 2020. – № 2 (26). – С. 67-69.
15. Лалаева, Р.И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р.И. Лалаева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 224 с.
16. Ларина, Е.А. Оценка особенностей словообразования у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня / Е.А. Ларина, Г.А. Коренева // Современные тенденции развития системы образования. – Чебоксары, 2018. – С. 122-128.
17. Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: избранные труды / Р.Е. Левина. – Санкт-Петербург: Речь, 2006. – 254 с.
18. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. – Москва: Альянс, 2013. – 367 с.
19. Литневская, Е.И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников / Е.И. Литневская. – Москва: Изд-во МГУ, 2006. – 240 с.
20. Логопедия / под редакцией Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – Санкт-Петербург: Питер, 2012. – 532 с.
21. Макарчук, А.О. Особенности логопедической работы по преодолению нарушений словообразования прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи / А.О. Макарчук // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: материалы IX Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. В 4-х частях / под редакцией Г.С. Чесноковой, Л.А. Калугиной. – Новосибирск, 2020. – С. 226-228.
22. Макарчук, А.О. Преодоление нарушений словообразования прилагательных у дошкольников 5-6 лет с общим недоразвитием речи / А.О. Макарчук // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: материалы VIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. – Новосибирск, 2019. – С. 243-245.
23. Маслакова, П.А. Особенности формирования словообразовательной компетенции у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня / П.А. Маслакова // Вестник Курганского Государственного Университета. – 2018. – № 4. – С. 66-68.
24. Махотина, М.С. Исследование навыков словообразования грамматических категорий у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня / М.С. Махотина, Т.И. Дубровина МИР специальной педагогики и психологии: научно-практический альманах. – Москва, 2017. – С. 90-95.
25. Милютина, Е.И. Формирование словаря прилагательных у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи II-III уровней / Е.И. Милютина, Е.Г. Кряжевских // Альманах научно-исследовательских работ студентов и молодых ученых / под ред. О.Р. Ворошниной, Ю.М. Хохряковой. – Пермь, 2016. – С. 204-209.
26. Минаева, М.Н. Особенности фоормирования словаря прилагательных у учащихся с общим недоразвитием речи / М.Н. Минаева // Мировая наука. – 2022. – № 3 (60). – С. 110-118.
27. Мохова, Ю.С. К проблеме развития словаря прилагательных дошкольников с общим недоразвитием речи / Ю.С. Мохова, Н.Н. Шешукова // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2020. – № 2 (46). – С. 139-143.
28. Ордина, В.В. Особенности сформированности словообразования имен прилагательных у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III-IV уровней / В.В. Ордина // Ломоносовские научные чтения студентов, аспирантов и молодых учёных – 2018: материалы конференции / сост. Ю.С. Кузнецова. – Архангельск, 2018. – С. 662-666.
29. Орлова, А.Д. Особенности формирования словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / А.Д. Орлова, Е.И. Разуван // Актуальные проблемы современной России: психология, педагогика, экономика, управление и право. – Москва, 2020. – С. 218-222.
30. Пажбекова, Я.А. Особенности словообразования прилагательных у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня / Я.А. Пажбекова // Студенческая наука и XXI век. – 2020. – Т. 17. № 2-2 (20). – С. 241-243.
31. Радикальцева, Т.М. Развитие у старших дошкольников с нарушениями речи навыков словообразования прилагательных / Т.М. Радикальцева // Ребёнок в языковом и образовательном пространстве: сборник материалов ХI Всероссийской студенческой научной конференции. – Елец, 2021. – С. 200-204.
32. Савельева, Н.Г. О развитии навыков словообразования и словоизменения прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня / Н.Г. Савельева, У.М. Гусева // In Situ. – 2021. – № 4. – С. 17-19.
33. Соловьева, О.В. Развитие словообразовательных умений у детей 6-7 лет в процессе дидактической игры / О.В. Соловьева, Л.Н. Вахрушева // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2022. – № 1 (53). – С. 69-74.
34. Сохин, Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф. А. Сохин. – Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2005. – 223 с.
35. Телешенко, Ю.Н. Выявление уровня сформированности навыков словообразования прилагательных у обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи / Ю.Н. Телешенко // Традиции и инновации в современной психологии и педагогике: сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа, 2022. – С. 104-106.
36. Темникова, И.А. Особенности навыков словообразования у детей старшего дошкольноговозраста с задержкой психического развития / И.А. Темникова // Студенческая наука и XXI век. – 2022. – Т. 19. № 1-2 (22). – С. 294-295.
37. Уласевич, М.А. Особенности словообразования прилагательных дошкольниками с общим недоразвитием речи / М.А. Уласевич // Комплексное сопровождение детей с особыми образовательными потребностями / отв. редактор Н.С. Морозова. – Архангельск, 2023. – С. 45-48.
38. Урываева, Н.А. Активизация словаря прилагательных (признаков) дошкольников с общим недоразвитием речи средствами дидактической игры / Н.А. Урываева // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. – 2020. – № 3 (32). – С. 79-81.
39. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – Москва: ВЛАДОС, 2004. – 288 с.
40. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Москва: Эксмо, 2022. – 80 с.
41. Филичева, Т.Б. Основы логопедии / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева. – Москва: Просвещение, 2007. – 170 c.
42. Халиуллина, Г.И. Дидактическая игра как средство преодоления нарушений словообразования имен прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня / Г.И. Халиуллина // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 30. – С. 352-356.
43. Халиуллина, Г.И. Развитие навыка словообразования прилагательных у старших дошкольников / Г.И. Халиуллина, О.П. Заболотских // Дошкольное детство: индикаторы развития. – Йошкар-Ола, 2021. – С. 273-276.
44. Халиуллина, Г.И. Теоретический анализ особенностей словообразования прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / Г.И. Халиуллина // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 37. – С. 1531-1537.
45. Худилайнен, К.А. К вопросу о состоянии словообразования прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня / К.А. Худилайнен // Специальное образование: материалы XII Международной научной конференции. – Санкт-Петербург, 2016. – С. 144-146.
46. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи / С.Н. Цейтлин. – Москва: Владос, 2000. – 238 с.
47. Чиркина, Г.В. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / под редакцией Г.В. Чиркиной. – Москва: АРКТИ, 2014. – 239 с.
48. Шаймарданова, Д.Л. Особенности формирования навыков словообразования прилагательных у детей с общим недоразвитием речи / Д.Л. Шаймарданова // Студенческая наука и XXI век. – 2022. – Т. 19. № 1-2 (22). – С. 358-359.
49. Шилова, Е.М. Коррекция нарушений словообразования у дошкольников с умственной отсталостью / Е.М. Шилова, С.А. Городилова // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2021. – № 2 (50). С. 193-197.
50. Шишкина, С. Г. Развитие звуковой и интонационной культуры речи дошкольников / С. Г. Шишкина // Вестник научных конференций. – 2019. – № 12-2 (52). – С. 118-119.